ФГОС ДО с изменениями 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 1155

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(с изменениями на 8 ноября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минпросвещения России от 21 января 2019 года N 31

(Официальный интернет-портал правовойинформации www.pravo.gov.ru, 14.02.2019, N 0001201902140015);

приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

(Официальный интернет-портал правовойинформации www.pravo.gov.ru, 06.02.2023, N 0001202302060059).

____________________________________________________________________

В соответствии с

пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013,N 19, ст.2326; N 30, ст.4036),

подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РоссийскойФедерации

, утвержденного

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702),

пунктом 7Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в нихизменений

, утвержденных

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 661

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4377),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый

федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 года N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований кструктуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

(зарегистрирован Министерствомюстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 года, регистрационный N 16299);

от 20 июля 2011 года N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализацииосновной общеобразовательной программы дошкольного образования"

(зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 14 ноября 2011 года, регистрационный N 22303).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Министр

Д.Ливанов

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 2

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 ноября 2013 года,

регистрационный N 30384

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(с изменениями на 8 ноября 2022 года)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее -Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализацииобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получениидетьми дошкольного образования в форме семейного образования.

1.2. Стандарт разработан на основе

Конституции Российской Федерации

и законодательства РоссийскойФедерации и с учётом

Конвенции ООН о правах ребенка

, в основе которых заложены следующие основныепринципы:

________________

Российская газета, 25 декабря 1993 года; Собрание законодательства Российской Федерации 2009, N 1, ст.1, ст.2.

Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общемразвитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого посебе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть периодподготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законныхпредставителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности),

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 3

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, прикотором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видахдеятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту иособенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественногодошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единстваобязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуреи результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольногообразования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детстванезависимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и другихособенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательныхпрограмм различных уровней (далее - преемственность образовательных программ дошкольного и начального общегообразования);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 4

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальнымиособенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъектаотношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития ихсоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельностии ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольногообразования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательныхпотребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законныхпредставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - федеральнаяпрограмма)

;

________________

Часть 6_5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).

(Сноска дополнительно включена с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 годаN 955

)

2) разработки Программы;

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказаниегосударственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессиональногообразования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении ихфизического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушенийих развития.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматриватьвозможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 5

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языкекак родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихсяне должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2019 года

приказом Минпросвещения России от 21 января2019 года N 31

. - См.

предыдущую редакцию

)

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕОБЪЕМУ

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольногообразования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения идеятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должнабыть направлена на решение задач, указанных в

пункте 1.6 Стандарта

.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации ииндивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристикдошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольногообразования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, еголичностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми исверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации ииндивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящимСтандартом и федеральной программой

.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

____________________________________________________________________

Сноска "3" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "4" настоящей редакции -

приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

.

____________________________________________________________________

________________

Части 6

и

6_1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).

(Сноска в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режимработы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельнуюнаполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разнойпродолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Группполного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев довосьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания

детей в Организации.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 6

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

____________________________________________________________________

Сноска "4" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "5" настоящей редакции -

приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

.

____________________________________________________________________

________________

При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов сучетом режима дня и возрастных категорий детей.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видахдеятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения ивоспитания детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на:

усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российскомобществе;

развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности исотрудничеству;

формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувствапринадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;

развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитаниегуманных чувств и отношений;

развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме имедиапространстве (цифровой среде).

Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на:

развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;

освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковыхисследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованиюобъектов познания, становление сознания;

формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах иотношениях;

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 7

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края иразличных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведенияв природной среде, воспитание гуманного отношения к природе;

формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях,традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;

формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве,времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способамиих познания;

формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасногоиспользования.

Образовательная область "Речевое развитие" включает:

владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;

формирование правильного звукопроизношения;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;

развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);

ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательнаялитература), формирование их осмысленного восприятия;

развитие речевого творчества;

формирование предпосылок к обучению грамоте.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного);

становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитаниеэстетического вкуса;

формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство идругое);

формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации,художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическихдвижениях, словесном творчестве и другое);

освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства;

реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговойдеятельности (праздники, развлечения и другое);

развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной,музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).

Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 8

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизическихкачеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц имелкой моторики;

формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;

овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);

обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивнымупражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли идругое);

воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);

воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российскихспортсменов;

приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способахего сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитаниебережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальныхособенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видахдеятельности:

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым;двигательная (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные игры);предметно-манипулятивная (орудийные и соотносящие действия с предметами); речевая (слушание и понимание речивзрослого, гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальныедвижения на основе подражания, музыкальные игры).

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет изкружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловоеобщение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательнаядеятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая(отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого,слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование измелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убираетигрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки иисполнительство, музыкально-ритмические движения).

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная,режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое,внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическаяречь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементыспортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, трудв природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенкадошкольного возраста:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 9

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пятивзаимодополняющих образовательных областях (

пункт 2.5 Стандарта

).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/илиразработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитиедетей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее -парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания ипланируемых результатов федеральной программы

.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

________________

Часть 6_1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).

(Сноска дополнительно включена с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 годаN 955

)

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом изкоторых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностейразвития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам вобязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастныхвозможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностейразвития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети сограниченными возможностями здоровья).

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценноеразвитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 10

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленнымив пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий,обеспечивающих реализацию данного содержания;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае,если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различныенаправления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/илисозданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов ихсемей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательнаядеятельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшейстепени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируетсяее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченнымивозможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использованиеспециальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекциинарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностямиздоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья,осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей сосложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 11

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностямиздоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержаниеданного раздела определяется Организацией самостоятельно.Хочу такой сайт

2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы,обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режимдня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающейпредметно-пространственной среды.

2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в видессылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующихсодержания и планируемых результатов федеральной программы.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в видессылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранныхучастниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательнойработы.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентацияПрограммы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категориидетей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации дляэтой категории детей;

2) ссылка на федеральную программу;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

(Наименование в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основныхобразовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия иположительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательныхотношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 12

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогическиеусловия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительнойсамооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих ихвозрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственногозамедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного наинтересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействиядетей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия

;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

____________________________________________________________________

Сноска "5" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "7" настоящей редакции -

приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

.

____________________________________________________________________

________________

Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностямиздоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации,оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболееподходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующихполучению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредствоморганизации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценкапроизводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развитиядетей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 13

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решенияследующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траекторииили профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучениеиндивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законныхпредставителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологическогосопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, спецификиПрограммы.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей спецификедошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими кразным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в томчисле ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся уребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в егоиндивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 14

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детскоготворчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей.

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством созданияобразовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательныхинициатив семьи.

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительногопрофессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросамобразования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе вовзаимодействии со сверстниками и взрослыми.

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программусовместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствиис перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающихудовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитыватьсяиндивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным вобразовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе винформационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализациейПрограммы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарным правилам инормам

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания"

, утвержденным

постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2

(зарегистрировано Министерством юстицииРоссийской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1 марта 2027 г., и санитарнымправилам

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыхаи оздоровления детей и молодежи"

, утвержденным

постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28

(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализациюобразовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 15

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок),материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностямикаждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков ихразвития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместнойдеятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а такжевозможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числетехническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительнымоборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании ина участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментированиес доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх исоревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимыеи достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемое пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды взависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детскоймебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способомупотребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детскойактивности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 16

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а такжеразнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиямпо обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующиематериалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимыедля реализации Программы.

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными,административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвоватьнаучные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую ихозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационнымхарактеристикам, установленным в

Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистови служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

, утвержденном

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N761н

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 года, регистрационный N18638), с изменениями внесенными

приказом Министерства здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации от 31 мая 2011 года N 448н

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011года, регистрационный N 21240).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализацииПрограммы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождениепедагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации илив Группе.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями,необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в

п.3.2.5 настоящего Стандарта

.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут бытьдополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию дляработы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детямнеобходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников длякаждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 17

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут бытьпривлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы сданными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников длякаждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том численаходящихся в трудной жизненной ситуации

, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники,имеющие соответствующую квалификацию.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

____________________________________________________________________

Сноска "6" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "8" настоящей редакции -

приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

.

____________________________________________________________________

________________

Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3802; 2004, N 35, ст.3607; N52, ст.5274; 2007, N 27, ст.3213, 3215; 2009, N 18, ст.2151; N 51, ст.6163; 2013, N 14, ст.1666; N 27, ст.3477).

3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностямиразвития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект,оборудование, оснащение (предметы).

3.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного ибесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативовобеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольногообразования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающихреализацию Программы в соответствии со Стандартом.

3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательногопроцесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм ихформирования.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 18

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должноосуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерациинормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатногодошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типаОрганизации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья(специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения,учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного ииндивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализацииобразовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободногодоступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования ибезбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченнымивозможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическихработников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленностиПрограммы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должны бытьдостаточными и необходимыми для осуществления Организацией:

расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;

расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебныхизданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, в том числематериалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых дляорганизации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в томчисле специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственнаясреда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствиис особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекциинедостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов,подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средствобучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числерасходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогическихработников по профилю их деятельности;

иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

(Наименование в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентировдошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристикивозможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольногодетства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность инепроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольногообразования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности зарезультат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательныхдостижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в видецелевых ориентиров.

4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, атакже от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 19

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности иподготовки детей

. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговойаттестации воспитанников

.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

____________________________________________________________________

Сноски "7" и "8" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считаются соответственно сносками "9" и "10"настоящей редакции -

приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955

.

____________________________________________________________________

________________

С учетом положений

части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образованиив Российской Федерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования,общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности;

взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольногообразования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач,включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числев форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерениярезультативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качествавыполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте:

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 20

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания,лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу;

ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым;

ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников;

ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова, регулирующиеповедение (можно, нельзя и другое);

ребенок произносит несколько простых, облегченных слов;

ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку, кормит собачку, качаеткуклу);

ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры;

ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно действует с окружающими предметами (открывает изакрывает дверцы шкафа, выдвигает ящики);

ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально реагирует на музыку, пение,прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег,прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняетдвижения по зрительному и звуковому ориентирам;

ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;

ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;

в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность, взаимосвязь;

ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлятьнастойчивость в достижении результата своих действий;

ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; проявляетинтерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; рассматривает картинки, показывает иназывает предметы, изображенные на них;

ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;

ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многихпредметов, находящихся в его повседневном обиходе: различает и называет основные цвета, формы предметов,ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;

ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовыхпредметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими;

ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками самообслуживания (одевание,раздевание, самостоятельно ест и другое);

ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения; ребенокэмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; осваивает основы изобразительной

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 21

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

деятельности (лепка, рисование) и конструирования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основнымидвижениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдаетэлементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;

ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности,взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном ицифровом взаимодействии;

у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;

ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способенпонимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешатьвозникающие конфликты;

ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение иосуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностныеориентации;

ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию(сочувствие, сопереживание, содействие);

ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуетсясубъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениямприроды и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных деятельностях; владеет разнымиформами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарнымипредставлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии итому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составесемьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурныхценностях; государстве и принадлежности к нему;

ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и осмысленновоспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте;

ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, проявлять эстетическое иэмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;

владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различныхвидах деятельности и искусства;

ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применятьнакопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения ипроявлять инициативу;

ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрируетсформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года

приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955

. - См.

предыдущую редакцию

)

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на

8 ноября 2022 года)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Страница 22

Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общегообразования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентирыпредполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершенияими дошкольного образования.

4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должнырассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программывоспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».