МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 1155
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(с изменениями на 8 ноября 2022 года)
Информация об изменяющих документах
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минпросвещения России от 21 января 2019 года N 31
(Официальный интернет-портал правовойинформации www.pravo.gov.ru, 14.02.2019, N 0001201902140015);
приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955
(Официальный интернет-портал правовойинформации www.pravo.gov.ru, 06.02.2023, N 0001202302060059).
____________________________________________________________________
В соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013,N 19, ст.2326; N 30, ст.4036),
подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РоссийскойФедерации
, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702),
пунктом 7Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в нихизменений
, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 661
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4377),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 23 ноября 2009 года N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований кструктуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерствомюстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 года, регистрационный N 16299);
от 20 июля 2011 года N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализацииосновной общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 14 ноября 2011 года, регистрационный N 22303).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Министр
Д.Ливанов
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 2
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 ноября 2013 года,
регистрационный N 30384
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(с изменениями на 8 ноября 2022 года)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее -Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализацииобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получениидетьми дошкольного образования в форме семейного образования.
1.2. Стандарт разработан на основе
Конституции Российской Федерации
и законодательства РоссийскойФедерации и с учётом
Конвенции ООН о правах ребенка
, в основе которых заложены следующие основныепринципы:
________________
Российская газета, 25 декабря 1993 года; Собрание законодательства Российской Федерации 2009, N 1, ст.1, ст.2.
Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общемразвитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого посебе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть периодподготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законныхпредставителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в формеигры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности),
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 3
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, прикотором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видахдеятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту иособенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественногодошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единстваобязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуреи результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольногообразования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детстванезависимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и другихособенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательныхпрограмм различных уровней (далее - преемственность образовательных программ дошкольного и начального общегообразования);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 4
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальнымиособенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъектаотношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития ихсоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельностии ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольногообразования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательныхпотребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законныхпредставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - федеральнаяпрограмма)
;
________________
Часть 6_5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).
(Сноска дополнительно включена с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 годаN 955
)
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказаниегосударственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессиональногообразования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении ихфизического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушенийих развития.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
1.8. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматриватьвозможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 5
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языкекак родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихсяне должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2019 года
приказом Минпросвещения России от 21 января2019 года N 31
. - См.
предыдущую редакцию
)
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕОБЪЕМУ
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольногообразования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения идеятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должнабыть направлена на решение задач, указанных в
пункте 1.6 Стандарта
.
2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации ииндивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристикдошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольногообразования).
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, еголичностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми исверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации ииндивидуализации детей.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящимСтандартом и федеральной программой
.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
____________________________________________________________________
Сноска "3" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "4" настоящей редакции -
приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955
.
____________________________________________________________________
________________
Части 6
и
6_1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режимработы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельнуюнаполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разнойпродолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Группполного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев довосьми лет, в том числе разновозрастных Групп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания
детей в Организации.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 6
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
____________________________________________________________________
Сноска "4" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "5" настоящей редакции -
приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955
.
____________________________________________________________________
________________
При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов сучетом режима дня и возрастных категорий детей.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видахдеятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения ивоспитания детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на:
усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российскомобществе;
развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности исотрудничеству;
формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувствапринадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитаниегуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме имедиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на:
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковыхисследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованиюобъектов познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах иотношениях;
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 7
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края иразличных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведенияв природной среде, воспитание гуманного отношения к природе;
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях,традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве,времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способамиих познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасногоиспользования.
Образовательная область "Речевое развитие" включает:
владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательнаялитература), формирование их осмысленного восприятия;
развитие речевого творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитаниеэстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство идругое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации,художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическихдвижениях, словесном творчестве и другое);
освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства;
реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговойдеятельности (праздники, развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной,музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 8
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизическихкачеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц имелкой моторики;
формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;
овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивнымупражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли идругое);
воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российскихспортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способахего сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитаниебережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальныхособенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видахдеятельности:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым;двигательная (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные игры);предметно-манипулятивная (орудийные и соотносящие действия с предметами); речевая (слушание и понимание речивзрослого, гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальныедвижения на основе подражания, музыкальные игры).
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет изкружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловоеобщение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательнаядеятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая(отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого,слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование измелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убираетигрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки иисполнительство, музыкально-ритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная,режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое,внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическаяречь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность(рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементыспортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, трудв природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенкадошкольного возраста:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 9
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пятивзаимодополняющих образовательных областях (
пункт 2.5 Стандарта
).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/илиразработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитиедетей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее -парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания ипланируемых результатов федеральной программы
.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
________________
Часть 6_1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541).
(Сноска дополнительно включена с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2022 годаN 955
)
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом изкоторых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностейразвития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам вобязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастныхвозможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностейразвития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети сограниченными возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценноеразвитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 10
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленнымив пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий,обеспечивающих реализацию данного содержания;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае,если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различныенаправления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/илисозданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов ихсемей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательнаядеятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшейстепени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируетсяее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченнымивозможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использованиеспециальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекциинарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностямиздоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья,осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей сосложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 11
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностямиздоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержаниеданного раздела определяется Организацией самостоятельно.
2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы,обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режимдня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающейпредметно-пространственной среды.
2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в видессылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующихсодержания и планируемых результатов федеральной программы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в видессылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранныхучастниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательнойработы.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентацияПрограммы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категориидетей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации дляэтой категории детей;
2) ссылка на федеральную программу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
(Наименование в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основныхобразовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия иположительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательныхотношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 12
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогическиеусловия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительнойсамооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих ихвозрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственногозамедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного наинтересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействиядетей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
____________________________________________________________________
Сноска "5" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "7" настоящей редакции -
приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955
.
____________________________________________________________________
________________
Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностямиздоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации,оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболееподходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующихполучению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредствоморганизации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценкапроизводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развитиядетей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 13
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решенияследующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траекторииили профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучениеиндивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законныхпредставителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологическогосопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, спецификиПрограммы.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей спецификедошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими кразным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в томчисле ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся уребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в егоиндивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 14
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детскоготворчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей.
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством созданияобразовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательныхинициатив семьи.
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительногопрофессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросамобразования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе вовзаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программусовместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствиис перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающихудовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитыватьсяиндивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
3.2.8. Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным вобразовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе винформационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализациейПрограммы.
3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарным правилам инормам
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания"
, утвержденным
постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2
(зарегистрировано Министерством юстицииРоссийской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1 марта 2027 г., и санитарнымправилам
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыхаи оздоровления детей и молодежи"
, утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализациюобразовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 15
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок),материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностямикаждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков ихразвития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместнойдеятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а такжевозможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числетехническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительнымоборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании ина участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментированиес доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх исоревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимыеи достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемое пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды взависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детскоймебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способомупотребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детскойактивности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 16
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а такжеразнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиямпо обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующиематериалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимыедля реализации Программы.
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.
3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными,административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвоватьнаучные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую ихозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационнымхарактеристикам, установленным в
Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистови служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
, утвержденном
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 года, регистрационный N18638), с изменениями внесенными
приказом Министерства здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации от 31 мая 2011 года N 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011года, регистрационный N 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализацииПрограммы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождениепедагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации илив Группе.
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями,необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в
п.3.2.5 настоящего Стандарта
.
3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут бытьдополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию дляработы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детямнеобходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников длякаждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 17
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут бытьпривлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы сданными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников длякаждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том численаходящихся в трудной жизненной ситуации
, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники,имеющие соответствующую квалификацию.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
____________________________________________________________________
Сноска "6" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считается сноска "8" настоящей редакции -
приказМинпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955
.
____________________________________________________________________
________________
Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3802; 2004, N 35, ст.3607; N52, ст.5274; 2007, N 27, ст.3213, 3215; 2009, N 18, ст.2151; N 51, ст.6163; 2013, N 14, ст.1666; N 27, ст.3477).
3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностямиразвития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект,оборудование, оснащение (предметы).
3.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного ибесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативовобеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольногообразования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающихреализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательногопроцесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм ихформирования.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 18
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должноосуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерациинормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатногодошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типаОрганизации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья(специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения,учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного ииндивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализацииобразовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободногодоступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования ибезбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченнымивозможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическихработников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленностиПрограммы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должны бытьдостаточными и необходимыми для осуществления Организацией:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебныхизданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, в том числематериалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых дляорганизации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в томчисле специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственнаясреда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствиис особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекциинедостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов,подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средствобучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числерасходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогическихработников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
(Наименование в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8ноября 2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентировдошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристикивозможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольногодетства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность инепроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольногообразования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности зарезультат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательныхдостижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в видецелевых ориентиров.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, атакже от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 19
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности иподготовки детей
. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговойаттестации воспитанников
.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
____________________________________________________________________
Сноски "7" и "8" предыдущей редакции с 17 февраля 2023 года считаются соответственно сносками "9" и "10"настоящей редакции -
приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года N 955
.
____________________________________________________________________
________________
С учетом положений
части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образованиив Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).
Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).
4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования,общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольногообразования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач,включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числев форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерениярезультативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качествавыполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 20
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания,лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу;
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым;
ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников;
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова, регулирующиеповедение (можно, нельзя и другое);
ребенок произносит несколько простых, облегченных слов;
ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку, кормит собачку, качаеткуклу);
ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры;
ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно действует с окружающими предметами (открывает изакрывает дверцы шкафа, выдвигает ящики);
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально реагирует на музыку, пение,прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег,прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняетдвижения по зрительному и звуковому ориентирам;
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность, взаимосвязь;
ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлятьнастойчивость в достижении результата своих действий;
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; проявляетинтерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; рассматривает картинки, показывает иназывает предметы, изображенные на них;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многихпредметов, находящихся в его повседневном обиходе: различает и называет основные цвета, формы предметов,ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовыхпредметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими;
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками самообслуживания (одевание,раздевание, самостоятельно ест и другое);
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения; ребенокэмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; осваивает основы изобразительной
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 21
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
деятельности (лепка, рисование) и конструирования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основнымидвижениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдаетэлементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности,взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном ицифровом взаимодействии;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способенпонимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешатьвозникающие конфликты;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение иосуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностныеориентации;
ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию(сочувствие, сопереживание, содействие);
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуетсясубъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениямприроды и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных деятельностях; владеет разнымиформами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарнымипредставлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии итому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составесемьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурныхценностях; государстве и принадлежности к нему;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и осмысленновоспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте;
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, проявлять эстетическое иэмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;
владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различныхвидах деятельности и искусства;
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применятьнакопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения ипроявлять инициативу;
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрируетсформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года
приказом Минпросвещения России от 8 ноября2022 года N 955
. - См.
предыдущую редакцию
)
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на
8 ноября 2022 года)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Страница 22
Документ сохранен с портала docs.cntd.ru — электронного фонда из более 70 000 000 нормативно-правовых и нормативно-технических документов
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общегообразования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентирыпредполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершенияими дошкольного образования.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должнырассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программывоспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.